Федеральный арбитражный суд пояснил, что с организаций, которые проходят процедуру ликвидации и процедуру банкротства, взыскания налогов осуществляются по-разному. Это объясняется тем, что данные действия производятся на основании разных юридических оснований.
1 октября кассационная инстанция судебной системы России в лице ФАС Северо-Западного округа подтвердила решения всех нижестоящих инстанций касательно дела № А26-11436/2011. Напомним, что апелляционная инстанция считает неправомерным действия налогового органа, который в безакцептном порядке списал задолженность по налогу в процессе ликвидации компании.
В своем решении налоговая инспекция придерживалась положений закона о банкротстве или несостоятельности налогоплательщика, который предусматривает, прежде всего, санацию предприятия для продолжения осуществления им своей деятельности, а в случае невозможности проведения санации – ликвидацию. С организаций, проходящих процедуру банкротства, порядок взимания платежей отличается, что установлено действующим законодательством. Поскольку ликвидация организации носит безальтернативный характер, то при ликвидации предприятия закон о банкротстве не может быть применен.
Суды всех инстанций указали на положения Налогового кодекса РФ, которые указывают, что сначала налоговый орган извещается о начале ликвидации юридического лица, после чего вступает в силу особый порядок взыскания налога (регламентируется ст. 49 НК). Взимание задолженностей происходит в порядке очередности на основании ГК РФ.
Если ликвидационная комиссия не включила долги по налогу в промежуточный ликвидационный баланс, налоговая инспекция должна обратиться в суд для признания действий комиссии неправомерными. Задолженность на налоговым отчислениям должна погашаться в третьей очереди погашения требований кредиторов.