ВАС не исключает возможности учитывать отрицательные курсовые разницы, которые возникают в результате переоценки обязательств по выплатам дивидендов. К подобному решению пришел Президиум Высшего арбитражного суда в ходе рассмотрения дела касательно порядка налогообложения подобной отрицательной разницы.
29 мая Президиум Высшего арбитражного суда вынес решение в пользу одной из компаний, согласно которому курсовые разницы с выплат в виде дивидендов могут быть признаны налоговым расходом. Всвязи с этим возникает вопрос, могут ли классифицироваться любые отрицательные курсовые разницы как расходы, независимо от порядка учета сумм, а положительные – в качестве доходов. Данная проблема является предметом спора компаний и налоговых органов уже длительное время.
Обычно арбитры выступают против учета в составе внереализационных расходов курсовых разниц, которые возникают в результате выплаты дивидендов в иностранной валюте, объясняя это тем, что дивиденды выражаются в иностранной валюте только в пределах чистой прибыли, рассчитанной в российских рублях. Такая логика исходит из положения п. 1 ст. 270 НК РФ, по которому при исчислении налоговой базы не принимаются во внимание расходы в виде начисленных налогоплательщиком дивидендов и других отчислений после выплаты налогов.
Тем не менее, арбитры ВАС РФ в своем постановлении № 16335/11 от 29 мая текущего года излагают другое мнение. Так, следуя из положений пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, они решили, что возможен учет отрицательных курсовых разниц, которые возникают на основе переоценки обязательств по выплатам дивидендам. Исходя из данного постановления, отрицательная курсовая разница в данном случае не является дивидендами и не увеличивает их суммы, но относится к внереализационным расходам.