На что налогоплательщику стоит обратить внимание при выборе контрагента? Рассмотрим рекомендации Минфина РФ, которые говорят о необходимой осторожности и осмотрительности налогоплательщика.
Высший арбитражный суд Российской Федерации в п.10 Постановления № 53 от 12.10.06 г. указал, что налоговая администрация имеет право признать налоговую выгоду неверной в том случае, если налогоплательщик был недостаточно осмотрителен и осторожен в работе с тем или иным контрагентом. Но определенных границ ВАС не указал. Решения судов в судебных делах о добросовестности контрагента различны. Для одних достаточно лишь проверки регистрации налогоплательщика в ЕГРИП, другим нужно больше факторов для определения добросовестности контрагента.
Ранее Министерство Финансов РФ уже давало разъяснение касательно этого вопроса. В 2009 году им было опубликовано письмо (№ 03-02-07/1-177, от 10.04.2009 г), в котором сообщалось, что факта регистрации налогоплательщика достаточно для такой проверки. Но на сегодняшний день этого недостаточно. Поэтому Минфин РФ 26 августа 2013 года опубликовал письмо № 03-02-07/1/35024, в котором дал дополнительные разъяснения. Основной рекомендацией согласно этому письму является то, что предприятиям перед началом работы с новым контрагентом необходимо самостоятельно проверить всю доступную информацию о нем кроме регистрационных данных. Например, кто еще работал с этим контрагентом и как давно? Есть ли у данного контрагента постоянные клиенты и поставщики? То есть, не нужно останавливаться только на подтверждении регистрации в ЕГРЮЛ. Нужно собирать и дополнительную информацию.
Кроме того, Федеральной налоговой службой России даны рекомендации (Письмо ФНС России от 11.02.10 г. № 3-7-07/84), какие данные необходимо запросить у возможного контрагента перед началом сотрудничества.
Напомним, что некоторые судьи арбитражных судов считают, что факт регистрации налогоплательщика в ЕГРЮЛ никак не свидетельствует о его добросовестной уплате налогов.