На заседании президиума Высшим Арбитражным судом рассматривалось дело А56-47243/2011, в котором говорится об обложении налогом материальной выгоды банков, которую те получают в виде безвозмездных услуг, предоставляемых своим клиентам, с единственным условием, чтобы на дебетовых клиентских картах постоянно поддерживался определенный денежный остаток.
К таким безвозмездным услугам можно отнести бесплатные VIP-залы в аэропортах, которые банк предоставлял для своих клиентов, у которых сумма счета на банковской карте была не менее 1,3 миллиона рублей ежемесячно. При заключении договора это условие там фиксировалось, а в аэропорту вели учет клиентов банка.
Налоговый орган сделал вывод, что эту материальную выгоду для клиентов банка можно оценить в денежном эквиваленте. Следовательно, и обложению НДФЛ она подлежит в полной сумме. А вот сам банк должен быть привлечен к ответственности, которая полагается за недобросовестное исполнение обязательств налогового агента.
Это дело до высшего Арбитражного Суда побывало еще во многих инстанциях, и только кассационный суд признал правомерным решение налоговиков. Однако ВАС решение этой инстанции в той части, где указывается взимать НДФЛ с данных доходов, отклонил.
Ели бы налоговый орган представил это дело немного с другой формулировкой, то тогда Арбитраж, возможно, удовлетворил бы иск налоговиков. Однако в этом случае материальную выгоду надо было представить, как превышение нормативов НК, сумм услуг, получаемых физическими лицами.